Культурно-просветительский туризм
Маркированные тропы России

Маркированные тропы России

14.12.2017

Зачем делать туризм доступным, как найти свою тропу и что в чемоданчике (или рюкзаке?) маркировщика, ребята из Rutrail рассказали в интервью для Risk.ru!



Ребята, как появилась сама идея маркировать тропы? Почему именно сейчас?

Денис: Люди ходят в Альпы, по Непалу, Ликийской тропе или едут, например, в Америку. При этом родной страны совершенно не видят, не знают, а ведь точно так же пешим туризмом можно заниматься и в России. А, может, не хотят заморачиваться: ведь для этого каждый раз нужно карты найти, почитать описание, что-то там погуглить, а потом ты проходишь по этим старым картам на местности и упираешься в забор. А так у тебя будет маркированная тропа, где ты четко уверен, что пройдешь красивый интересный маршрут в выбранном регионе.

Идею вынашивал давно. Просто нужно было как-то взяться и собраться. И в этом году «звезды сошлись». Появились единомышленники, готовые эту идею поддержать, и мы готовы были начать претворять ее в жизнь прямо сейчас. А вообще хочется продолжать это делать пятилетие и, может быть, столетия вперед, как это делается в других передовых в туристическом плане странах.

Раис: Раньше в СССР были номерные туристические маршруты. Мы еще с родителями ходили по Горному Крыму и Карелии. Хочется воссоздать старые и проложить новые маршруты.

Что вас вдохновляет?

Денис: Вдохновляет то, что проекте участвует большое количество людей — это масса регионов, масса маршрутов. Я знаю, что через пару лет смогу зайти на сайт проекта, посмотреть маршрут в каком-то регионе, где я никогда не был, и смело поехать туда. А еще вдохновляет, что по этому же маршруту смогут пройти другие люди. Таким образом можно поделиться своими впечатлениями. Ты увидел что-то красивое, тебя что-то вдохновило, и ты об этом рассказал. Рассказал вот так вот на сайте и таким образом, чтобы в эту местность пошли другие.

Раис: В Америке, в Европе существуют тысячекилометровые маршруты. Знаменитая Аппалачская тропа, Ликийская тропа. В России сама ее природа и территория велит создать великие маршруты.

Для кого, в первую очередь, этот проект?

Раис: Для туристов-любителей, для семейного отдыха. Для тех, кто идет в поход впервые. Они смогут прочитать описание на сайте, скачать трек, узнать, где остановиться. Опытные туристы сами себе прокладывают маршруты. Но их советы и помощь очень пригодятся при разработке маршрутов.
Вы считаете своей миссией сделать туризм доступнее. А зачем?

Раис: Это же круто! Чем больше будет людей заниматься туризмом, чем меньше будет плохих людей (смеется). Туризм – это здоровая и полезная альтернатива зарубежному отдыху.

Денис: Первый раз я пошел в поход в пятом классе. В жизни было много занятий и хобби, но туризм остался навсегда. Этой любовью к походам и хочется поделиться.

Виталий: Туризм любят все, просто многие об этом еще не догадываются :) Ведь если задуматься, даже банальный выход на шашлыки на природе - это уже своего рода поход, пусть и микроскопический. Что же касается “более серьезного” туризма, то большинство людей, желающих попробовать самостоятельно сходить в свой первый поход тут же сталкиваются с очевидными трудностями - где достать снаряжение, с кем пойти, как не заблудится в лесу и не оказаться съеденным медведем так далее. Но самый главный вопрос - куда и с кем пойти. Со стороны может показаться, что туристы это такая себе закрытая секта, и чтобы попасть в нее нужно обязательно отрастить бороду, купить свитер с оленями и выучить минимум одну песню Высоцкого на гитаре. Это и есть главная проблема - донести до людей тот факт, что для того чтобы сходить в самостоятельных поход выходного дня по большому счету ничего особо и не нужно, разве что желание.
У современного человека есть очень много вариантов, чем заняться в свободное время. Но за своими компьютерами и телефонами мы все реже вспоминаем, что мир не ограничивается стенами квартиры или аккаунтами в социальных сетях. Можно просто сказать, что сейчас это в порядке вещей, а можно организовать проект “Маркированные маршруты” :)

Обустроенные тропы по пересечённой местности придутся по душе не только любителям ходить под рюкзаком, не так ли?

Раис:Есть очень доступные тропы. Хотите обойти вокруг столицы, не выходя из парков и скверов? У нас есть 120-км маршрут “Зеленое Кольцо Москвы”. Можно просто приехать на метро, пройти часть маршрута и уехать снова на метро. Есть исторический маршрут “Тропа в Лавру”, который начинается из центра Москвы и ведет в Cергиев-Посад.

Виталий: Конечно. По своей сути маркированные маршруты представляют собой уже готовые дистанции с самой различной ориентированностью - туристические пешие маршруты, туристические вело маршруты, однодневные семейные прогулочные маршруты, спортивные трассы для трейлраннинга, краеведческие маршруты, маршруты по местам исторического и культурного наследия страны, площадки для сдачи норм ГТО. Для путешествий по маркированным маршрутам не обязательно паковать тяжеленный рюкзак с палаткой и спальниками. Можно выбрать небольшой красивый маршрут недалеко от вашего города, и тогда все что необходимо будет взять с собой это бутерброды для обеденного перекуса и фотоаппарат. А можно выбрать участок посложнее и использовать его как спортивную площадку для бега или лыж. А еще это способ познакомить школьников с природой и историей своего края не из скучных учебников, а из познавательных экскурсий, скажем, по местам боевой славы их дедов.

Откуда берутся идеи новых маршрутов? Есть ли какие-то требования к географии, протяженности, сложности?

Раис: Тут три пути. Первое – мы маркируем популярный маршрут, делаем его удобным для прохождения. Иногда очищаем, убираем мусор. Кроме того, мы находимся интересные исторические, географические и культурные факты, связанные с маршрутом, снимаем трек и все это заливаем на сайт.

Второе. Кому-то из команды (или энтузиастов проекта) приходит идея сделать красивый или тематический маршрут. Существует условная градация маршрутов – зеленые, для новичков и семейных походов, желтые – чуть более сложные, красные –для опытных. В целом, пока большинство наших маршрутов – это походы выходного дня. Чтобы можно было приехать на выходные и пройти их. Но в следующем году мы хотим сделать несколько серьезных троп.

Третье. Берем несколько маршрутов, соединяем их, добавляем связки, свои маршруты, так, чтобы получилось длинная, многокилометрвая тропа, по которой можно идти неделями. У нас есть проект Крымской тропы. А в Башкирии энтузиасты под моим руководством запускают в 2018 году Большую Южноуральскую Тропу.

Александр: Обычно для маркировки выбираются понравившиеся маршруты уже пройденных походов или их варианты. Для меня в Подмосковье главные источники вдохновения, помимо личных воспоминаний, – каталог походов группы Дмитриева и маршруты ММБ.


Виталий: Этот проект изначально задумывался как народный - принять участие в нем может любой желающий со своим собственным маршрутом. Для этого необходимо просто подать заявку на сайте проекта, где необходимо оставить данные о себе или своей команде, ну и конечно о выбранном маршруте для маркировки. Оргкомитет проекта рассматривает все заявки, и если они подходят по критериям проекта, то маршрут одобряется и команде новых маркировщиков высылают комплект для маркировки. Таким образом, получается, что новые маршруты предлагают сами люди. Чаще всего это происходит так — есть тур клуб или группа туристов, что часто ходят по определенному интересному маршруту в своем регионе. Узнав о проекте, они именно его и подают на рассмотрение для маркировки.

Что же по требованиям, то здесь есть один главный критерий - маршрут должен представлять ценность для людей. Это значит, что у него должна быть своя изюминка, то, из-за чего другим захочется по нему пройти. Это может быть историческая или природная достопримечательность, памятное место на маршруте или просто очень красивые видовые площадки. Некоторые маршруты их авторы изначально задумывают как, скажем, спортивные, тогда и требования к нему соответствующие.

Как происходит процесс подготовки маршрута?

Александр: Изначально имеется генеральная нитка маршрута, начало и конец которой привязаны к общественному транспорту, а сам маршрут – к значимым объектам, которые хочется показать. Изучаются треки, отчёты, при необходимости опрашиваются их авторы. На основании всего этого рисуются проектный трек и точки, загружаются в навигатор. Потом, возможно, местность вносит коррективы: здесь построили забор, там лесную дорожку завалило – приходится на месте придумывать обход.

Виталий: Подготовку маршрута проводят сами команды маркировщиков. Конечно, перед тем как начать маркировать маршрут его нужно пройти, снять GPS трек, измерить его протяженность и набор высоты, если такая присутствует; нанести нитку маршрута на карту и отметить на ней все важные участки и точки от источников питьевой воды и места для отдыха и ночевки до сложно проходимых или опасных участков; сделать фотоотчет с маршрута, чтобы показать его достопримечательности и знаковые места; составить легенду маршрута, по которой можно будет его пройти с минимальным заглядыванием в карту или даже вообще без нее. Далее повторное прохождение, во время которого уже и происходит непосредственно маркировка. На протяжении всего маршрута на деревьях или камнях делаются специальные цветные метки-маркеры с таким интервалом, чтобы человек мог без дополнительного ориентирования дойти от одной метки ко второй и не заблудится в незнакомой местности. Также в местах с особо сложным ориентированием устанавливаются специальные таблички-указатели, по которым можно понять не только дальнейшее направление движения, но и прочитать сколько именно километров осталось до нужного вам объекта.
Ну и конечно отмаркированный маршрут нужно расчистить - расчистить тропу от веток, сделать пропилы в заваленных буреломом деревьях, что лежат на трое, а иногда приходится даже делать импровизированные мосты и переправы через небольшие речушки. В общем работы хватает.


Что лежит в чемоданчике маркировщика?

Александр: Только не в чемоданчике, а в рюкзаке :) Самое тяжёлое – это краска, в среднем 1 кг на каждые 4 км маркированной тропы. Краска двух разных цветов наливается в ведерки, сделанные из пластиковых бутылок, в других двух ведерках живут кисти, все это скреплено вместе скотчем и снабжено ручкой для переноски. Дополнительные средства маркировки – флажки из цветного скотча и наши фирменные патчи из баннерной ткани. А также таблички, строительный степлер, пила-ножовка и прочий инструмент.

Раис: Ещё пакеты для мусора. Пластиковые бутылки. Перчатки. Много перчаток.

Кто помогает реализовывать проект? Это постоянная команда или на разных этапах время от времени разные люди?

Денис: Штат проекта в первые месяцы работы состоял всего из двух человек: автора и организатора в лице меня и технической команды в лице Мельничука Виталия. Сейчас основная команда Рутрейла состоит из десяти человек: опытных туристов, организаторов маркировки, блогеров, дизайнеров, редакторов и программистов.

Но мы ничего не сделали бы без десятков команд маркировщиков, разбросанных по всей стране. В проекте уже приняли участие более 150 маркировщиков-волонтеров. У нас предусмотрены для них конкурсы и поддержка.


С чего вы начинали, какой маршрут стал первым в списке Rutrail и кто занимался его маркировкой?

Денис: Михаил Волков — создатель самого первого маршрута Rutrail под названием «Физтех». Миша со студенческих лет ходит в сложные походы, долгое время руководил Горной Секцией МФТИ, первым откликнулся на призыв создать маркированный маршрут и первым взял в руки банку с краской. В походах прекрасная спортивная подготовка позволяет жестко эксплуатировать Мишу в качестве разведчика, лидера на сложных участках. А вечером ему хватает сил расчехлить гитару и, подбросив дров в печку, спеть про "это, брат, горы".

Расскажите о трудностях, с которыми вы сталкивались или даже сталкиваетесь до сих пор? Как складываются отношения с властями и местными жителями: кто-нибудь выступал против маркировки, табличек и т.п.?

Александр: На ряде маршрутов замечено агрессивное поведение местных жителей по отношению к маркировке: срываются таблички, уничтожается маркировка. Не до конца понятно, зачем это делается. Возможно, из какого-то иррационального страха перед чужими, которые сейчас нанесли свои странные знаки, а потом придут и сделают что-то нехорошее: соберут “наши” грибы-ягоды, выловят рыбу, намусорят. Впрочем, мусорят как раз сами нарушители маркировки, оставляя сорванные флажки валяться под ногами.

Раис: Власти, в основном, поддерживают проект. А вот местные жители не всегда :(


Чем ещё занимается команда Rutrail помимо маршрутов и их публикации на сайте?

Денис: Базы туристических маршрутов недостаточно для развития туризма в рамках всей страны. Мы организуем турслеты и популяризуем туризм через блоги. Также мы планируем запустить онлайн-школу туризма. Уже сейчас на сайте мы собрали информацию, достаточную для прохождения простейших туристических маршрутов новичком.


Вы уже подвели итоги 2017 года?

Раис: За этот год мы сделали 50 маркированных маршрутов по всей России. По ним прошло несколько десятков тысяч людей. Вместе с Российским Обществом Знание мы сводили больше тысячи детей и студентов по нашим маршрутам.

Какую самую амбициозную задачу вы ставите перед проектом в следующем году?

Раис: Сделать больше 100 маршрутов и несколько больших национальных троп. Приобщить к проекту сотни тысяч людей. Стать главным проектом в Российском туризме!

Материал с сайта RISK.RU

Возврат к списку